
Ислам (820)
О разуме,его достоинствах,сущности и составляющих его частях.
Разъяснение о достоинстве разума.
Знай что это [разъяснение] не нуждается в [приведении] сложных доказательств и особых доводов при его изложении.Тем более,что [ниже] уже выявилось достоинство знания еще до [рассмотрения] разума,а ведь разум - источник знания,его начало и основание.Знание проистекает из него так же,как плод происходит от дерева,свет происходит от Солнца,а видение исходит от глаза.Как же не будет обладать достоинством то,что являет с собой средство достижения счастья и благополучия-как в этом,так и в том мире?Или как можно сомневаться в нем(в достоинстве разума)-ведь и животное,не смотря на ограниченность его способности различать окружающее,испытывает робость перед разумом,и даже самое крупное,особое свирепое и наиболее сильное животное при виде человека[как бы] проявляет почтение к нему и ощущает страх,чувствую власть человека над ним,его превосходство из-за особых способностей.
Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение)сказал: "Старец среди своего народа подобен Пророку среди его общины"
А ведь это происходит не из-за обилия его богатства,и не вследствие величия его особы,и не из-за избытка его силы,но только благодаря наличию у него большого запаса опыта,что является плодом его разума.А поэтому ты видишь тюрков,курдов,грубых арабов бедуинов и подобных им людей,не смотря на то,что они по своему положению близки к животному состоянию,по своей природе почитающими[своих] старейшин.Также,когда многие упрямые и упорные [враги веры]стремились убить его(мир ему и благословение),их взгляды падали на него и они лицезрели его благородный лик,то из-за величия ума Пророка(мир ему и благословение) испытывали страх и благоговение перед ним,и для них становилось видимым сияние света пророчества на его лице,хотя это свет и был сокрыт в глубине его души и недрах разума.
Так что достоинство разума-это очевидная аксиома.Поистине,мы лишь стремимся привести здесь то,что говорится в высказывании Пророка Мухаммада(мир ему и благословение) и аятах Корана относительно достоинства разума.
Всевышний Аллах называет [разум] светом в своем Слове:/смысл/:"Аллах-озаряющий светом разума небеса и землю..."(Коран,24:35).
А еще Он называет знание,получаемое посредством него(разума),духом,вдохновением и жизнью.Всевышний говорит:
/смысл/:"И так мы внушили тебе дух(разум) от Нашего веления"(Коран,42:52).
А когда Он упоминает свет и мрак,то Он подразумевает знание и невежество,как в другом своем речении:
/смысл/:"Выводит их из мрака к свету"(Коран,5:6).
А Посланник Аллаха сказал: О люди,вразумляйте от вашего Господа Бога,давайте друг другу заветы,опираясь на разум,и познаете то что велено вам [Богом] исполнять,и то,что вам запрещено делать!Знайте,что разум помогает вам перед вашим Господом Богом! И знайте,что разумный человек тот,кто покорен Аллаху,-даже если он не красив с виду,ничтожен по значимости,низок по своему положению и одежда его изношена.А невеж да это тот,кто восстает против Всевышнего Аллаха,-даже если он привлекателен с виду,велик в значимости[для людей],знатен по своему положению,красноречив и обладает красивой внешностью.Ведь обезьяны и свиньи более разумны,перед Всевышним Аллахом,чем тот,кто не повинуется Ему.Не дайте соблазнить себя возвеличиванием вас со стороны людей[радеющих ради благ]бренного(земного)мира,ибо они те,кто[будут]в убытке [на том свете]".А еще Посланник Аллаха сказал:"Первое что сотворил Бог,это разум.Всевышний сказал ему:"Подойди"!-он приблизился.Затем Аллах сказал ему:"Отступи назад!"-и он отступил.Затем Аллах сказал:Клянусь своим Могуществом и Величием,Я не создал более драгоценного для Меня творения,чем ты.Посредством тебя Я взыщу и посредством тебя же Я дарую;посредством тебя Я вознаграждаю и посредством тебя же Я наказываю".
Вера раба Божьего не будет полной и религия его не будет правой(верной) до тех пор, пока разум его не достигнет совершенства.
Ибн аль-Мубарака,да смилуется над ним Аллах,спросили:"Что должны делать люди постигающие знание?Он ответил:"Ни браться ни за что,не обладая знанием".Это
золотое правило,на все случаи жизни,и оно прежде всего касается искателя знания.
Аль-Бушанджи сказал:"Кто захочет понять религию и овладеть знанием,пренебрегая правилами его постижения,уже стоит на пути возведения лжи на Аллаха и Его Посланника(мир ему и благословение).Люди,обладающие знанием,упоминаются на равне с ангелами.
Знание возвышает знающего над другими.
Несведущий человек должен следовать за знающим,даже если он младше его.
(О отец мой,пришло ко мне знание которого у тебя нет,так последуй же за мной,и я укажу тебе правильный путь!) ("Марьям",43).
Низший по своему положению может достигнуть того знания,которое не дано постигнуть тому,кто выше него.
Веление обращаться к обладателям знания в силу их высокого достоинства.
(Спросите же обладателей знания,если сами вы не знаете)(Пчелы,43).
Знание это безбрежное море.
"Аллах наставляет религии того,кому желает блага".
Поистине,если мусульманину посчастливится учиться и овладеть знаниями,если он достигнет понимания в религии Аллаха,то он станет способным творить добро и будет из числа благодетелей,Чтобы судить о достоинстве и почитании знания,достаточно уже того,что он приводит человека к добру и указывает ему дорогу к этому!
Посланник Аллаха(мир ему и благословение)сказал:"Достоинство знания выше,чем достоинство поколения,а в основе религии лежит благочестие".
Аш- Шафии сказал:"Приобретение знания лучше,чем дополнительная молитва".
Сафьян ас-Саури сказал:"Наилучшее занятие-это приобретение знания,если намерения человека являются правильными".
Умар Ибн Абдулазиз сказал:"Тот кто совершает дела не обладая знанием,приносит больше вреда чем пользы.
Аз-Зухри сказал:"Нет лучшего поклонения Аллаху,чем постижения Его религии".
Кумаль ибн Зийад ан-Нахаи передает,что Али(да будет доволен им Аллах),сказал:"Знание лучше денег,потому что деньги охраняешь ты,а знание охраняет тебя;
Расходование,уничтожает средства,а знание от этого увеличивается;знание упрвляет,а деньгами распоряжаются;хранители денег умирают,будучи живими,а ученые остаются живыми до сканчания времен;сами они исчезают,но дела их остаются в сердцах.
Знание-это то,что дается тебе на хранение(аманат)и ответственность.
Знание-это поклонение.
Религиозное Исламское знание-это поклонение,а не просто увлечение или традиция.Это величайшее поклонение,высочайшее послушание,и лучшее дело совершаемое,для снискания милости Аллаха.Если знание-это поклонение,то при обретая его,необходимо быть искренним.Ведь любое поклонение будет принято Аллахом,только тогда,когда оно совершается ради Него,Господа земли и небес,а не на показ.
Пророк Мухаммад(мир ему и благословение)сказал:Незнание-это болезнь,а ее лечение вопрос.
От Абу-Хурайры(р.а)передают ,что Пророк(мир ему и благословение)сказал:"Иман-это шестьдесят с лишним ветвей,одна из которых-стыд".
Вера имеет различные ответвления,хотя эти ответвления и многочислены, однако постигающий их возвращается к одним корням,к одной основе-самообогащению и самосовершенствованию души для того,чтобы благочестиво прожить жизнь и тем самым заслужить счастливый исход в будущей жизни.
Для этого нужно быть правильным и честным в действиях,и на это указал Пророк(мир ему и благословение),когда вопрос Суфйана ас-Сакафи о вере он ответил ему кратко:"Скажи:"Я уверовал в Аллаха",затем будь правильным и честен".
Убежденность в вере имеет шестнадцать ответвлений:
1.Поиск знаний.
2.Добродетельность и отстранение от пороков.
3.Убежденность в предпочтительности таких почетных качеств как скромность и знание.
4.Утверждение о Единобожие и признании того,что все сущее сотворено Всевышним.
5.Не создается и не исчезает ничто, не иначе как по Его предопределению и повелению.
6.Вера в Его пречистых,всецело повинующихся и преданных Ему ангелов,действующих только в пределах непогрешимости.
7.Вера в Его посланников,миссия которых,подкрепляется знамениями.
8.Знание о событиях этого мира,Убежденность в его непредотвратимой гибели и решительная вера в повторное,второе создание и возвращение душ,в тела,то есть воскресение.
9.Признание последнего дня(Судного дня)и того,что в нем.
10.Моста сират,счета деяний,весов и всего того,на что указал Посланник Аллаха(мир ему и благословение).
11.Знание того,за что был обещан рай,как воздаяние и вознаграждение и Убежденность в угрозе получения наказания огнем за прогрешение.
Действие делится на три составляющие.Первая составляющая состоит из двух частей.Первая часть-это то,что связано с внутренним миром самого человека и очищение этого мира от пороков,основных которых десять:обжорство, болтливость,карьеризм,стремление к богатству,любовь к этому миру то есть ближней жизни;злоба,зависть,неискренность ,лицемерия,гордыня;так же сюда добавим украшение души человека достоинствами,основных из них 13 : покояние,страх,надежда,воздержанность,стыдливость,благодарность,верность,терпение,искренность,правдивость,любовь упование,довольству судьбой.
Вторая же часть первой составляющей связана с внешней стороной жизни человека и называется поклонением Аллаху.Последнее состоит из 13- ти ветвей :очищения-совершение омовения или купания и удаление нечистот с одежды,тела и места совершения религиозного обряда,совершение намаза,выплаты закята, участие в процедурах погребения,поста месяца Рамадан,благочестивого пребывания в мечети,чтение Корана,Хаджжа,жертвоприношения,верности данным обетам,возвеличивание веры,искупительных действий.
Вторая составляющая действий связана с особенностями характера человека и его отношением к членам своей семьи;здесь восемь обязанностей:воздержание от прелюбодеяния,вступление в брак,выполнение обязанностей,почитание родителей,сохранение родственных уз,повиновение правителям.
Третья составляющая действия-это то,что касается людей и с чем связано улучшение их благополучия.Эта третья составляющая имеет семнадцать ответвлений:участие в управлении муслимами и следованию их сообществу;повиновение облеченным властью и добродетельное содействие им;поддержка и распространение религии;повеление одобряемого и запрещение порицаемого; сохранение религии противостоянием неверующим и борьбой с ними,проявляя смелость и присутствие духа,следуя путем Аллаха;самосохранение от совершения преступлений и следования таким связанным с этим правам,как месть и выплата выкупа за убитого;требуя от них дозволенного и уплачивая им долги;воздержание от несправедливости;сохранение родства,оберегание чести людей,соблюдение норм наказания за прелюбодеяние и поношение,оскорбление;соблюдение резвости ума,отказ от употребления спиртных напитков и наркотических средств,при необходимости применяется угроза наказания и воспитание;удаление вреда от муслимов ,как например,удаления препятствия с пути,по которому они следуют.
Стыд ,или стыдливость в Шариате -это нрав,характер,который побуждает к отстранению от скверны и препятствует нерадивости в исполнении долга тому,на ком лежит этот долг.Это качество особо выделяется потому,что оно как глашатай ,призывающий к остальным шестидесяти с лишним качествам-ветвям,о которых говорится в хадисе.Стыд побуждает к страху, который удерживает человека от позора ближней и будущей жизни.Вдумайся и сделай для себя вывод из слов Пророка(мир ему и благословение)когда на его слова :"Стыдитесь Аллаха, настоящим стыдом",ему ответили:"О Посланник Аллаха воистину мы стыдимся Аллаха, хвала Ему".Посланник Аллаха(мир ему и благословение) же произнес"Нет ни это- тот кто стыдится Аллаха истинным стыдом, заботится о том, что у него на виду,и о том,что у него скрыто от глаз.И пусть вспоминает о тлене и о смерти тот, кто стремится к будущей жизни, пусть окажется тот от очарования и прелестей этой ближней жизни.Тот кто делает стыдится Аллаха истинным стыдом.
Обитель в мире ином даруем Мы лишь тем, кто не стремится возвыситься(над людьми)на земле, а так же к нечестию.Счастливый исход- только благочестивым.(Сура,28:83аят).
оворя о пользе тариката в миру и в Ахирате,сначала в кратце дадим определение слову "тарикат":что оно означает?"Тарикат"-путь познания Всевышнего посредством очищения нафса(души)от низменных качеств души и пороков сердца.
Слово Тарикат в переводе с арабского имеет значение"путь",его так же называют словом"софизм"или"тасаввуф.
В книге"Хакаику ани тасаввуф"дается определение слову суфизм.Шейх Абу аль-Хасан Ам Шазали,да смилуется над ним Аллах,сказал:"Тасаввуф-это постепенное обучение нафса в поклонении Аллаху(аль-Убудия)".
В каждом человеке согласно его созреванию,кругу общения,воспитанию-то усиливаются,то уменьшаются такие скрытые качества нафса,как алчность,разврат,зависть,вражда,ненависть,обман,хитрость,коварство гордость,любовь к похвале,показуха,самодовольство,стремление к власти и почету.И каждый должен стремиться обуздать их,бороться против них,чтобы они проявлялись только в той степени,которая соответствует Шариату,или не появлялись вообще!И в этом ему помогут знания и богобоязненность.Боязнь не рождается из познаний Аллаха,а для того чтобы познать,необходим духовный наставник-устаз,муршид.
В действительности,следование за духовным наставником способствует счастью в миру,и,в Ахирате.Так как тасаввуф-это лекарство,посредством которого излечивает болезни(пороки)сердца,это дорога очищения плоти и озарения души,это приобретение нравственных качеств и избавление от плохих,низких,порочных,это стремление к полному следованию за Пророком(мир ему и благословение)и его сподвижниками.
Тасаввуф-это стремление к довольству Всевышнего.Его смысл заключается в том,что тот,кто хочет приблизиться к Всевышнему во всех своих деяниях,делах и мыслях,должен быть искренним,иметь чистое намерение ради Него.
В Коране говорится:"Вознаграждения от Всевышнего удастоится лишь тот,кто совершил что- либо только ради Аллаха"(сура,"ал-Лайл",19-20 аяты.
Тарикат-это отрешение от мирского.Смысл его заключается в отдалении сердцем от дуньи(земного)и того,что в нем находится,отдаление от того,что может отвлекать сердце от Всевышнего.В Коране говорится:"Жизнь в мире этом- лишь игра и забава.И воистину,мир будущий и есть мир вечный.Если бы они только знали!"(Сура,аль-Анкабут,аят64).
Отрешение же от мирского означает,чтобы мы не любили мирское сердцем,не переживали за него,не стремились к нему,делая то,что противоречит Шариату и были довольны тем,что предписано нам Всевышним.
Тарикат-это удержания сердца в любви и милосердии.Смысл его заключается в том,что каждый человек,должен проявлять любовь и милосердие к другим,возвеличивая и уважая их,как это требует Ислам.Праведный халиф Абу-Бакр(р.а) сказал:Не унижай никого из мусульман.Поистине,унижение мусульман-один из больших грехов".
Тасаввуф-это приобретение качеств,которые были присущи Пророку(мир ему благословение),это самое высокое,к чему должен стремиться мусульманин,по отношению к мусульманам и к своему нафса.В хадисе сказано,что Аллах не смотрит на наши тела и внешний вид,а смотрит на наши сердца и деяния.
Одним из основных действий,к которому призывает учение тасаввуф,является очищение своей плоти(нафс) и отдавания отчета себе в своих действиях.Смысл его заключается в том, что каждый кто хочет быть из числа приближённых к Всевышнему,должен давать отчет своим действиям, прежде чем Он возьмет с него отчет и должен взвесить свои деяния,прежде чем их взвесят в Судный день.
О сказанном свидетельствуют аяты Корана,где говорится:"Тот,кто надеются предстать пред Аллахом,пусть творит дела праведные..."(Сура ,аль-Кахф"аят110).
Посланник Аллаха(мир ему благословение говорил):Воистину,лучше из вас тот-кто лучше в своих нравах"(аль-Бухари,Муслим).
--
Она первая войдет в рай,умма Пророка Мухаммада(мир ему).
В Сборнике хадисов Сахих аль-аль Бухари,приводятся слова Пророка(мир ему),общий смысл которых такой:"Вы(мусульмане),остаетесь на этой земле на время,подобное времени перед закатом,до заката солнца,в то время как иудеи оставались проживать на этой земле на время, подобное времени с утра до обеда,а христиане-с обеда до наступления предзакатного часа".
Если поразмыслить над этим хадисом,становится ясно,что прежним общинам Всевышний даровал продолжительную жизнь.Ведь по сравнению с промежутком времени с утра до обеда,данного иудеям,и с обеда до сумерек данного христианам,промежуток времени от сумерек до захода солнца данный мусульманам очень мал.И к тому же срок жизни прежних общин на много превышал срок жизни,данный общине мусульман.Жизнь некоторых насчитывала 1000 лет!К примеру,известно из истории пророков,что пророк Нух(мир ему)прожил 950 лет,призывая свой народ к поклонению Аллаху.Всевышний в Коране об этом сообщает следующим образом:"И оставался он Нух среди них тысячу лет,без пятидесяти".(сура аль-Анкабут,14 аят).Воспользовавшись столь продолжительной жизнью,разумный человек из прошлых общин имел колос сальную возможность набрать большой богаж благих деяний,который поможет ему в Судный день.Пребывание же на этом свете уммы,по сравнению с прежними общинами очень и очень малое.
Пророк(мир ему и благословение)говорит:"Продолжительность жизни моей уммы насчитывает от шестидесяти,до семидесяти лет,и мало кто проживает дольше этого"(см."Сунануль кубка Лиль Байхакий",6759).
Исходя из выше сказанного,кто-то может подумать:"Прошлые общины имели возможность за столь длительный срок жизни насладиться ею,вкусить все ее блаженства и услады,а так же совершить больше благих деяний,что будет большим плюсом в Судный день,в отличии от нас,которые живут только чуть больше половины века.А ведь Судный день,будет для каждого сына Адама(мир ему),к какой бы общине он не относился и за каким бы пророком он не последовал!Так почему же и нам не дали долгой жизни,чтобы и у нас была возможность насладиться мирскими благами,и накопить по больше благих дел?".
Давайте рассмотрит,правильно ли такое суждение?Действительно ли мы обделены и лишены тех благ,которые получили прежние общины?
Во первых,подумайте над словами Пророка(мир ему и благословение):"Бренный мир по сравнению с миром вечным настолько же ничтожен,насколько по сравнению с морем ничтожна влага остающаяся на пальце одного из вас,окунувшегося в море"(Муслим).
Спрашивается,довольны ли вы и согласны ли про менять вечность,которую Пророк(мир ему и благословение) сравнивает с морем,на этот мир,который подобен влаге?Ведь это указывает на незначительность и ничтожность сего мира по сравнению с Тем светом(Ахират).Каким же не разумный должен быть человек,чтобы не видеть разницу и не выбрать лучшее?!
В одном из хадусуль-кудси говорится:"Если бы этот мир имел вес перед Всевышним хотя бы с крылышко камара , то неверующий и ни глотка бы не выпил на этом свете".
В другом хадисе Пророка( мир ему и благословение) говорится: " Мирское- от его халяля( дозволенного) будет отчет, от харама( запретного) - наказание".
И по этому Аллах проявил почтение к нам,дав малый срок жизни,для того,чтобы не было для нас долгих мучений и строгих отчетов,которые могут отдалить от блаженного Рая.И именно по причине того,что с этой общины не будет большого спроса,как с предыдущих общин,она первой войдет в рай.
И поэтому Пророк сказал:"Мы последняя община пришедшая на земля,и первая которая войдет в Рай,
Что же получается в итоге? Итог следующий: из-за ничтожности этого мира и ради возвеличив ария нашего Пророка(мир ему и благословение) Аллах дал нам короткую жизнь и сделал нас последней общиной для того, чтобы в могиле в ожидании Судного дня мы не находились дольше других общин.
Но из-за столь краткий срок жизни некоторые, в том числе и мусульмане, обманываясь ,умудряются ослушаться Его и не задумываются о скоротечности этой жизни.
И именно по этому Всевышний призывает нас и говори в Священном Коране:"И пусть не обманет вас эта мирская жизнь"(сура"Лукман,33аят).
Во вторых,да,правда,что наша жизнь коротка по сравнению с жизнью предыдущих общин,но не правда что мы обделены Всевышним возможностью совершать деяния,равные деяниям прежних поколений,ссылаясь на то,что они жили дольше."Почему?"-спросите вы.Да потому,что из-за милости нашему Пророку(мир емки благословение Всевышний умножает воздаяние за наши благие поступки в семисот кратном размере и больше,чего не было в прежних цивилизациях и поколениях.
Намаз- это один из пяти столпов Ислама.В Исламе намаз имеет важное значение,
Ислам не заботится ни о каком другом поклонении, так как заботится о намазе Единому Богу,именно намаз является прямой связью между рабом и его Господом.
Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:"Строго соблюдайте молитвы и чтите их,а особенно чтите Среднюю молитву"аль-Аср (после полуденную молитву)!Старайтесь быть смиренными в ваших молитвах и стойте перед Аллахом благоговейно".(Суро аль-Бакара",22аят).
"Поистине,намаз для верующих предписан в установленной время"(4:103).
В сутки пять раз встает на намаз мусульманин.Он поминает и восхваляет Его,просит о помощи и наставлении на прямой путь и просит Всевышнего чтоб Он простил ему грехи.
Главное предназначение намаза в том, чтобы верующий мусульманин был праведным и послушным рабом,совершал благое и отстранялся от греховного.
Поэтому Всевышний сказал в Коране:
"Поистине, намаз от мерзости хранит и от постыдных дел оберегает".(Сура,аль-Анкабут",аят 45).
Искренний намаз оберегает и отвращает раба от мерзостей и порицаемого,при увеличивает в нем добро и в его сердце становится богобоязненным.Эта связь должна быть прочной и постоянной.Не оставляйте намаз,кто его оставит,тот оборвет связь с господом,а кто оборвал связь с господом,не будет благ в не одном его поступке, оставленный без причины намаз выводит из Ислама,да убережет нас Аллах.
Всевышний Аллах определил намаз(молитва)как один из главных поступков верующих и праведных людей,сказав:"Преуспели верующие в Аллаха и Его Послания,передаваемые посланниками!Исполнились их надежды!Это те , которые присоединили к своей вере добрые деяния,в сердцах своих обращались к Аллаху с молитвами и богобоязненностью и выражали полное послушание Ему".(Сура,"аль-Мумин,аяты 1,2).
Тот кто в установленное время совершает намазы,не пропускает ни одного,пред встает перед Всевышним, восхваляя и возвеличивая Его, тот непременно ощутит в сердце глубину веры.Образ жизни его будет верным, а поступки правильными.А тот кто отвлекается совершая намаз и занят мирским,его намаз не улучшит его сердца и не исправит его образ жизни.Он погубил плод поклонения.К такому человеку относятся слова Пророка(мир ему и благословение):"Тот намаз который не препятствует совершению мерзкого и порицаемого, только отдаляет от Аллаха.
Всевышний и Всемогущий Аллах восхвалил людей отвечающим на Его призыв, сказав:
"Люди ,восхваляющее Аллаха и покланяющийся Ему в мечетях , которые Он дозволил возвести чтобы люди посещали их и поминали Его имя, ходят в мечети по утрам и вечерам.Этот мир, торговля и купля не отвлекает их от поминания Аллаха и поклонения Ему. Они совершают намаз, раздают закят,страшатся Судного дня,в который сердца будут бес покойны от волнения и страха и ожидания своей судьбы, а глаза широко раскроются в растерянности и удивлении при виде ужасов страшной и странной картины(Сура"ан-Нур",аяты 36-37).
Намаз,совершённый должным образом,по всем правилам и без нарушений, является признаком полноценной веры.Упущения в намазе и пренебрежение им-главные признаки лицемерия, да убережет нас от этого Аллах.
В Коране сообщается о верующих:
"Которые расспрашивают в райских садах друг друга о грешниках. Потом они поворачиваются к ним и спрашивают:"Что привело вас в адское пламя?"Они ответят:"Мы не совершали намаз,не кормили бедных,заблуждались вместе с заблудшими и отрицали Судный день, пока не постигла нас смерть"(Сура"аль-Муддасир",аят 40-47).
Важно
Рамзан Кадыров поздравил жителей ЧР с Днём восстановления государственности чеченского народа

Ровно шестьдесят четыре года назад - после многих лет, наполненных большими лише...
Мы Вконтакте.Ру
