Мечеть «Сердце Чечни» имени Ахмата-Хаджи Кадырова

1 столп - шахада

Первым столпом Ислама является произнесение шахады без принуждения, со знанием и осознанием ее смысла. Ислам целиком основывается на этой формуле единобожия. Шахада является свидетельствованием о Единственности Аллаха и истинности посланнической миссии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Человека официально считают мусульманином после добровольного произнесения им формулы шахады:

«Ашхаду – я свидетельствую, зная, будучи абсолютно убежденным, алля иляха – что нет ничего достойного поклонения, илляллах – кроме одного единственного Бога – Аллаха. Ва ашхаду – я, так же зная и будучи абсолютно убежденным, свидетельствую, анна Мухаммадан – что поистине Мухаммад (мир ему и благословение), расулюллах – Посланник Аллаха, посланный Им ко всему человечеству, чтобы научить людей истинной религии».

Первая часть шахады, то есть выражение «Ашхаду алля иляха илляллах», содержит в себе всю информацию, касающуюся веры в Аллаха. В нее входят все обязательно присущие Всевышнему Аллаху атрибуты (сыфаты), сто Его прекраснейших имен-эпитетов, а также убеждение, что только Он обладает всеми безграничными совершенствами. Поэтому только Всевышний достоин поклонения и лишь Ему необходимо поклоняться, то есть только Его предписания мы должны соблюдать. Всевышний Аллах чист от всего недостойного божественной Сущности.

В действительности описать всю ценность шахады невозможно. В одном из хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) приводятся слова Всевышнего Аллаха, обращенные к пророку Мусе: «О Муса! Если на одну чашу весов положить семь небес и земель, а на другую выражение «Ля иляха илляллах», то последнее перевесит».

Вторая часть шахады – «ва ашхаду анна Мухаммадан расулюллах» – включает в себя признание языком и подтверждение сердцем истинности пророчества Мухаммада (мир ему и благословение) и всего, что он довел до людей от Всевышнего Аллаха. К этому относится и шесть столпов веры, пять столпов Ислама, а также содержимое Корана и хадисов. Следовательно, вера не считается действительной без убежденности во второй части шахады. Поэтому если кто-либо, желающий принять Ислам, искренне произнесет шахаду, то он становится мусульманином.

Совершенство веры заключается в признании ее столпов языком, в подтверждении сказанного сердцем, в выполнении богослужения телом, как, например, совершение намаза, соблюдение поста и других остальных предписаний Аллаха в соответствии с Сунной Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Кто явно отказывается произнести шахаду языком, тот неверующий (кафир). Кто произносит шахаду языком, но не признает ее сердцем, тот лицемер (мунафик), и они вечно пребудут в Аду, если искренне не покаются и не примут веру до ухода из этого мира. Истинно верующий человек обязательно, без всякого сомнения, должен верить во все столпы веры. Кто не выполняет возложенные Аллахом обязанности, хотя и верит, тот нечестивец (фасик), а кто не следует Сунне, тот заблуждающийся сторонник нововведений (мубтади‘). Они обязаны искренне покаяться, сожалея о содеянном, и возместить пропущенные ими обязанности. А если они не раскаются и Аллах их не простит, то они будут строго наказаны на том свете. Пророк (мир ему и благословение) повелел нам следовать Сунне.