Мечеть «Сердце Чечни» имени Ахмата-Хаджи Кадырова

4 столп - Закя́т

Закят является одним из пяти столпов Ислама. Это право бедных и неимущих на получение своей доли из имущества богатых и состоятельных людей, чьё богатство достигло определённого уровня.

Всевышний в Коране, говоря о закяте, упоминает его вместе с намазом, который является основной и важнейшей обязанностью человека после принятия Ислама, что говорит о значении, которое придаётся закяту в Исламе. Закят отличается от пожертвования тем, что это не милостыня и не любезность, это – обязанность.

Каждый, кто выплачивает закят, осознаёт, что выполняет волю Всевышнего. И бедный человек, получая закят, чувствует, что это долг братства и право бедного получить свою долю у того, кто в состоянии выплачивать. Более того, состоятельный человек обязан тому, кому предназначен закят, поскольку неимущий помогает ему исполнить обязательный столп Ислама – закят. Если бы не было нуждающегося, то состоятельный человек не был бы в состоянии исполнить свой долг перед Всевышним.

В Коране говорится о том, что имущество человека – это достояние Аллаха. Всевышний испытывает богатых людей, одарив их богатством, в котором есть доля и для бедных. Ведь действительно всё, что мы имеем, даётся Всевышним. Состоятельные люди должны быть достойными управленцами истинного Владельца имущества. Нам необходимо осознать, что когда мы достигаем определённого достатка, то часть имущества уже не принадлежит нам, оно становится собственностью бедных и неимущих. И если в этом случае мы не выплачиваем закят, то получается, что мы как бы насильно отобрали у бедного средства к существованию. Согласитесь, это непристойный поступок.

В Коране скупые предупреждаются о наказании за утаивание имущества от рабов Аллаха. Всевышний предостерегает верующего человека от скупости, которая вызывает недовольство бедных и слабых. Аллах в Коране повелел Своему Посланнику (мир ему и благословение), чтобы он предостерёг тех, кто собирает золото и серебро и не расходует его на пути Аллаха, т. е. не выплачивает закят, о мучительном наказании в Судный день.

В то же время Всевышний в Коране говорит о поощрении тех, кто жертвует богатством ради Аллаха, и увеличении блага для тех, кто расходует на закят часть из того, чем Аллах их наделил.

Размер и сроки выплаты закята

Закят отличается от других выплачиваемых налогов размером и сроком выплаты.

Закят выплачивается один раз в год. Если бы закят выплачивался каждый день или каждую неделю или месяц, то выплачивающий его не платил бы с великодушием и удовольствием. А если бы закят выплачивался один раз в жизни, то это не приносило бы ощутимой пользы нуждающимся.

Размер закята совсем незначителен для состоятельного человека. В большинстве случаев он не превышает 1/40 части, т. е. 2,5 % из имущества, и это только один раз в год. Однако это не означает, что больше этого давать нельзя. Необходимо подчеркнуть, что чем большая часть имущества выделяется в качестве закята, тем лучше как для самого дающего, так и для общества в целом.

Воистину, нет ничего справедливее предписаний Всевышнего Аллаха.

Из чего же состоит закят?

Он делится на две основные части:

1. Закят разговения (закят-уль-фитр).

2. Закят с имущества (закят-уль-маль).

Первая часть закята – закят-уль-фитр – связана с соблюдением поста в месяце рамадан и служит прощением ошибок, допущенных во время поста. Например, пустословие, сквернословие и т. п., которые для постящегося недопустимы, так же как приём пищи и питьё в светлое время суток.

Вторая часть закята – закят с имущества, который делится на несколько видов. Это закят, выплачиваемый со скота, закят с золота и серебра (или денег), закят с торгового имущества и закят с урожая.

Закят с имущества обязателен по истечении определённого срока, равного одному году по лунному календарю, кроме закята с продуктов земледелия, который выплачивается после созревания урожая.

Как распределяется закят?

Всевышний в Коране чётко определил тех людей, которым предназначен закят. В Коране говорится, что закят предназначен для бедных, нуждающихся, работников, занятых сбором и выплатой закята, для тех, сердца которых нуждаются в утешении, для освобождения рабов, для обременённых долгами, для тех, кто на пути Аллаха, и для путников. Таково предписание Аллаха. Рассмотрим это подробнее.

Первая категория – бедные (мискин), имущество которых не достигает достаточного уровня.

Вторая категория – нуждающиеся (факир). Это нищие, которые отличаются от бедных ещё худшим положением; это те, которые не владеют ничем, а также те, которые в силу возраста или болезни не способны зарабатывать.

Третья категория – люди, связанные с закятом (‘амиль), те, которых имам назначил для сбора и распределения закята.

Четвёртая категория – это те, сердца которых нуждаются в утешении (муаллафату кулубихим), – люди, которые ранее исповедовали другую религию, а впоследствии приняли Ислам и нуждаются в моральной и материальной поддержке.

Пятая категория получающих закят – это рабы, освобождённые с условием выкупа (рикаб).

Шестая категория – это обременённые долгами, разрешёнными Шариатом (харим).

Седьмая категория – это те, кто полностью посвятил себя служению Исламу (ахлу сабилиллах).

Восьмая категория – путники (ибн-ус-сабиль), оторванные от своего имущества, независимо от того, богаты они у себя на родине или нет. При этом цель путешествия не должна противоречить Шариату.

Выплата закята кому-либо из этих восьми категорий связана с особыми условиями для каждой из них. Получающий закят должен быть мусульманином и не должен быть из родов Хашима и Мутталиба, он должен быть совершеннолетним и не предающимся постоянно большим грехам.

Эти категории, а также размер и вид закята определяются реальными условиями в каждой стране.

Какова же цель закята и какая мудрость заключена в нём?

Целью закята является благополучие исламского общества и каждого человека в отдельности. Что касается общего блага, то оно достигается организацией достойной жизни людей путём выделения закята. Несомненно, бедность является одной из сложнейших проблем, с которыми сталкивается человек в жизни. Бедный, живущий среди богатых людей, которым нет дела до него, чувствует себя отверженным, и это рождает в нём внутреннее недовольство. Одной из причин преступлений, совершаемых людьми, является не что иное, как бедность, отверженность и ненависть к состоятельным людям. Социальное неравенство также послужило причиной большинства революций.

Если каждый, кто обязан давать закят, возьмётся выполнять это обязательство, то в обществе станет правилом исполнение этого столпа. Тогда у бедных смягчатся сердца, они очистятся от зависти и подобных ей болезней души, укрепятся узы братства и любви между различными категориями людей, и общество станет единым организмом.

Закят также является одним из факторов равномерного распределения богатства среди различных слоёв населения. Уникальность исламского общества заключается в том, что бедные живут за счёт налога с богатства состоятельных людей. Например, на сегодняшний день очень многие люди являются безработными, хотя имеют хорошие специальности. Так вот, из закята выделяются средства для того, чтобы такой человек мог открыть своё дело, таким образом решается проблема занятости и не остаётся нуждающихся людей. Здесь интересны экскурсы в историю Халифата. К примеру, при правлении халифа ‘Умара бин ‘Абдуль-‘Азиза, когда просили собрать бедных, чтобы распределить среди них закят, то не нашлось ни одного бедного, никого, кто взял бы пожертвования. Люди стали богатыми при ‘Умаре бин ‘Абдуль-‘Азизе. И тогда на эти средства выкупили всех рабов и освободили их.

Что касается отдельных людей, то закят способствует освобождению человека от чрезмерной любви к материальным благам, приучает к щедрости, отторгает от жадности, скупости и ненасытности. Человек начинает понимать, что когда он даёт, то получает больше, чем теряет. В хадисе же сказано, что не уменьшается имущество того, кто даёт милостыню.